+7 (831) 423-41-31

Авиационно-техническая экспертиза

ЧНСЭУ «Приволжский Центр независимых экспертиз и специальных исследований» имеет в своём штате группу экспертов-специалистов по вопросам безопасности движения и эксплуатации воздушных судов. Эксперты обладают специальными знаниями в вопросах всех видов авиации.


Основные задачи, решаемые авиационно-технической экспертизой:

  • Установление причин авиационного происшествия (серьёзных инцидентов), характера разрушения (повреждений) воздушного судна (ВС);
  • Установление правильности соблюдения технологии эксплуатации и обслуживания ВС (выявление фактов ненадлежащей эксплуатации ВС, подготовки пилота, выявление причинно-следственных связей несоблюдения технологии эксплуатации и обслуживания, организации и выполнения полета и наступившими последствиями);
  • Выявление ресурсных данных ВС, выявление фактов незаконной доработки и изменения конструкции ВС;
  • Установление фактов нарушений надлежащих условий отдыха экипажа ВС, подготовки и допуска к полётам авиационного персонала;
  • Оценка ответственности авиационного персонала и руководящего состава, оценка исправности ВС, оценка документов, разрабатываемых в авиакомпаниях и аэродромах, оценка действий экипажа в усложнённой и аварийной обстановке, в работе с оборудованием кабины;
  • Разъяснение нормативно-правовых актов, которыми руководствуются при различных полётах и авиационных работах.

Причины, механизм, обстоятельства происшествия.

    Примерный перечень вопросов:

  1. Какова причина серьезного авиационного инцидента (авиационного происшествия) с воздушным судном?
  2. Каков характер повреждений и разрушений воздушного судна, каков механизм их образования, в результате каких действий они возникли?
  3. Соблюдена ли технология эксплуатации и обслуживания, а также организации и выполнения полета? Если нет, то кем именно и в чем это выражалось, оказало ли это влияние на исход полета?
  4. Был ли пилот подготовлен к полетам и обслуживанию указанного ВС?
  5. Имеется ли причинно-следственная связь между наступлением серьезного авиационного инцидента и несоблюдением технологии эксплуатации и обслуживания, организации и выполнения полета указанным самолетом, а также правил безопасности и иных требований нормативных документов? Если да, то кем и каких именно? В обязанности каких лиц, входило соблюдение указанных технологий, правил и требований?
  6. Какой частью ударился самолет о землю (или наземный предмет) при падении?
  7. Какой частью ударился самолет о местный объект при взлете?
  8. С какой высоты началось падение самолета? Вопрос может быть решен в предположительной форме путем расчета. При этом учитывают соотношение места нахождения свидетеля, наблюдавшего падение, и места обнаружения обломков самолета.
  9. С каких частей началось разрушение самолета в момент происшествия и в какой последовательности оно происходило?
  10. Где началось (происходило) разрушение воздушного судна (или возник пожар) — в воздухе или на земле?
  11. Каково было положение такого-то механизма (детали) воздушного судна (например, штоков гидродвигателя; тумблера: в положении «включено», «выключено», «нейтрально») в момент происшествия (удара самолета о землю и т. д.)?
  12. Соответствовала ли фактическая погода прогнозу? 

Состояние технических средств и техники безопасности. 

    Примерный перечень вопросов:

  1. Находился ли самолет в технически исправном состоянии и если нет, в чем заключается неисправность? Этот вопрос может быть поставлен относительно самолета в целом и его отдельных частей (винта, хвостового оперения, плоскостей, шасси, органов управления, кислородной аппаратуры и др.)
  2. Имеет ли недостатки конструкция самолета и если да, какие именно?
  3. Пригоден ли самолет для полетов в определенных условиях (на большой высоте, в сложных метеорологических условиях и т. д.) и если нет, то почему?
  4. Правильно ли произведены монтаж, сборка узлов и деталей самолета?
  5. Были ли исправны приборы самолета перед происшествием?
  6. Соответствовала ли взлетно-посадочная полоса условиям взлета или посадки самолета данного типа, если нет, то повлияло ли это на расследуемое происшествие?
  7. Исправна ли была наземная аппаратура, предназначенная для управления самолетом (радиолокационная, связи, светообеспечения)?
  8. Достаточно ли количество имеющихся знаков (стартовых или посадочных) для обеспечения безопасности полетов?
  9. Отвечает ли обеспечение самолетовождения требованиям безопасности полетов?
  10. Достаточно ли обеспечение самолета (горючим, смазочными материалами, картами, метеорологическими данными) для полета в таких-то условиях?
  11. Какая часть механизма отказала в полете и в чем выразился отказ, судя по состоянию самолета в данный момент?
  12. Является ли материал, из которого изготовлена данная деталь самолета, доброкачественным и если нет, в чем состоят недостатки?
  13. Каково качество ремонта самолета и правильна ли была его оценка?

Обстоятельства, предшествовавшие происшествию; оценка действий и должные действия работников; возможность предотвращения происшествия.

    Примерный перечень вопросов:

  1. Работали ли двигатели самолета перед происшествием в заданных режимах и если нет, то почему?
  2. Правильно ли выполнялись определенные технические действия (взлет, посадка, определение места нахождения самолета, изменение курса и т. 
  3. Соответствовали ли такие-то действия правилам безопасности полетов и если нет, каким правилам не соответствовали и в чем несоответствие выражалось?
  4. Нарушены ли в данном случае правила безопасности полетов, если да, то какие и какое значение это имело для расследуемого происшествия?
  5. Все ли меры безопасности полета соблюдены экипажем самолета?
  6. Правильно ли проводилась подготовка к полету?
  7. Правильно ли было организовано метеообеспечение полета?
  8. Своевременно ли было передано штормовое предупреждение экипажу воздушного судна (или работникам управления воздушным движением)?
  9. Какие были приняты экипажем самолета меры по предотвращению происшествия, судя по положению соответствующих механизмов (рычагов управления, переключения зажигания и др.)?
  10. Достаточными ли были меры, принятые для предотвращения происшествия?
  11. На ком из должностных лиц лежит обязанность обеспечивать соблюдение определенных правил безопасности полетов? 
  12. Выполнило ли такое-то лицо все действия, необходимые для предотвращения происшествия и входящие в его обязанности, если нет, то какие действия не были выполнены?
  13. Какие мероприятия целесообразно осуществить в целях предотвращения происшествий на воздушном транспорте?

«Приволжский Центр независимых экспертиз и специальных исследований» может предоставить методическую помощь в проведении расследования авиационной тематики.

Практика решения вопросов авиационно-технической экспертизы:

Решение Кировского районного суда г. Хабаровск

  • Главная
  • Об экспертном учреждении
  • Экспертиза и оценка
  • Юридические услуги
  • Экспертная практика
  • Регламент
  • Контакты
  • +7 (831) 423-41-31

    office@sud-expert.su