+7 (831) 423-41-31

Лингвистическая экспертиза

Судебная лингвистическая экспертиза определяется как «процессуально регламентированное экспертное лингвистическое исследование устного и (или) письменного текста, завершающееся дачей письменного заключения по вопросам, разрешение которых требует применения специальных познаний».

В рамках лингвистического экспертного исследования обычно решаются вопросы, связанные с установлением:

–– наличия негативной информации, задевающей честь и достоинство лиц, групп лиц или организаций, порочащей их деловую или общественную репутацию;

–– наличия заведомо ложной информации, не соответствующей действительности, в том числе компрометирующего или клеветнического характера;

–– наличия словесных проявлений экстремистской деятельности по отношению к лицам или группам лиц в адрес какой-либо расовой, национальной, конфессиональной или социальной группы;

–– наличия словесно выраженных ошибок, противоречий или несоответствий в формулировках каких-либо контрактных, договорных или законодательных документов;

–– наличия нарушений авторских прав в названиях кампаний, торговых марках и рекламных слоганов и т.д.

Лингвистическая экспертиза востребована прежде всего в ситуациях, когда правонарушение совершается в словесной форме или когда в центре правового конфликта находится текст, являющийся предметом спора. Характер экспертного исследования и вопросы, которые ставятся перед экспертом, определяются исходя из того, какие именно обстоятельства, имеющие значение для дела, требуется установить, то есть прежде всего в зависимости от категории дела.

Языковые правонарушения в основных законах и кодексах РФ:

УК РФ. Статья 128.1. Клевета.

УК РФ. Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав.

УК РФ. Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

УК РФ. Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации

Менее тяжкие правонарушения регулируют другие юридические своды, например, Гражданский кодекс.

ГК РФ. Статья 150. Нематериальные блага.

ГК РФ. Статья 151. Компенсация морального вреда.

ГК РФ. Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации.          

КоАП РФ. Статья 5.61. Оскорбление.

КоАП РФ. Статья 5.62. Дискриминация.

Типовые вопросы:

УК РФ. Статья 128.1. Клевета., ГК РФ. Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации, КоАП РФ. Статья 5.61. Оскорбление.

 1. Содержатся ли в тексте негативная информация об Х-е (физическом лице или субъекте делового оборота)?

2. Выражена ли эта информация в форме утверждения о фактах или в форме оценочного суждения или мнения?

ОСКОРБЛЕНИЕ

Статья 297. УК РФ Неуважение к суду, Статья 319. УК РФ Оскорбление представителя власти, Статья 336. УК РФ Оскорбление военнослужащего

Статья 5.26. КОАП Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики). Статья 5.61. КОАП Оскорбление.

1. Какие типы лексики современного русского языка относятся к оскорбительной лексике?

2. Содержатся ли в предложении «...» слова, словосочетания или фразы, относящиеся к одному или нескольким типам оскорбительной лексики?

3. Носят ли высказывания ..., относящиеся к гражданину (ФИО), оскорбительный характер?

4. Имеется ли в высказываниях ... отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), подрывающая его престиж в глазах окружающих, наносящая ущерб уважению к самому себе?

5. Если имеется, то выражена ли такая отрицательная оценка в циничной, неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?

6. Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательную оценку личности в неприличной форме, несомненно и именно о гражданине (ФИО)?

7. Имеется ли в тексте выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), имеющая обобщенный характер и унижающая его честь и достоинство?

8. Имеются ли в тексте фразы, направленные на унижение личного достоинства человека (ФИО), высказанные в позорящей его, неприличной форме?

УГРОЗА

ст. 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»

  1. Имеются ли в разговоре или в тексте выступления (публикации, передачи) высказывания, содержащие угрозы? Если да, то, какие именно?
  2. Следует ли из контекста разговора/разговоров, что данный человек или группа людей имели намерение причинения потерпевшему нежелательных последствий, в том числе смерти?

ЭКСТРЕМИЗМ

1 Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к совершению каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных, дискриминирующих)? Если да, то к чему именно побуждает автор?

2 Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе? - Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия? - Имеется ли в материале пропаганда и/или демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения?

3 Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки: обоснования или оправдания национального и (или) расового превосходства? - Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и/или разрушительных действий? - Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы? - Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделяемой по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, или представителей такой группы?

4 Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо должностного лица в каких-либо негативных действиях? Если да, то в каких именно?

5 Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?

6 Содержатся ли в материале (тексте) лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)? Если да, то каких именно действий и в отношении кого?

7 Содержатся ли в материале (тексте) психологические и лингвистические признаки возбуждения вражды (ненависти, розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?

ЭКСПЕРТИЗА РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ

ФЗ №38 от 13 марта 2006 года «О рекламе»,

ФЗ «О защите конкуренции» статью 14.1 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, Статья 14.2. «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение» Статья 14.3. «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения».

Является ли данный текст рекламным?

Имеется ли в рекламном сообщении сравнение?

Имеются ли в рекламном сообщении сведения о товарах (услугах) других компаний? Носят ли данные сведения негативный характер?

Используются ли в рекламном сообщении языковые средства, искажающие смысл информации или формирующие дополнительные смыслы?

Формирует ли реклама негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждает таких лиц?

Имеются ли в тексте призывы? Каково их содержание?

Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации?

Каковы смысловые доминанты рекламного сообщения? Каковы функции входящих в него компонентов?

Содержит ли рекламное сообщение пропаганду (алкоголя, наркотиков и др.)?

Используются ли в рекламном сообщении средства внушения, языковой манипуляции?

ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Согласно п. 3 ст. 1484 ГК РФ 13 никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

1. Содержит ли семантика словесного обозначения ХХХ характеристику каких-либо товаров, в том числе указание на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта?

2. Может ли словесное обозначение ХХХ порождать смысловые ассоциации с какими-либо товарами, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, ме-сто, способ производства или сбыта?

ЭКСПЕРТИЗА ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

На какие типовые вопросы отвечает специалист при установлении смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров?

1. Каким образом соотносится смысл слова (выражения, текста) «…» со смыслом слова (выражения, текста) «...»? Идентичен ли смысл слов (выражений, текстов) или имеет существенные различия?

2. В какие этимологические и словообразовательные отношения входит слово «…» с лексическим составом современного русского языка?

3. В каком значении употреблено слово «...» в тексте исследуемого материала?

4. Каков общий смысл фразы (текста, пункта договора) «...»?

5. Следует ли из текста исследуемого материала, что ...?

6. Идет ли речь в исследуемом тексте о ...?

7. Являются ли слова (словосочетания) обозначением одного и того же предмета/предметов (человека, лица/лиц)?

8. Имеются ли в тексте указания, кто именно обозначен словом/ словосочетанием «…» в тексте?

Другие ситуации, требующие специальных знаний лингвиста-эксперта:

  • В каком значении употреблено слово (указать) в представленном тексте (указать)?
  • Являются ли тождественными с лингвистической точки зрения (происхождения и значения) следующие имена: (указать), (указать)? Являются ли перечисленные имена народными, литературными, диалектными, просторечными вариантами одного имени?

Практика решения вопросов лингвистической экспертизы:

Решение Арбитражного суда Тульской области

  • Главная
  • Об экспертном учреждении
  • Экспертиза и оценка
  • Юридические услуги
  • Экспертная практика
  • Регламент
  • Контакты
  • +7 (831) 423-41-31

    office@sud-expert.su